Католически-протестантская полемика
Испытанным оружием протестантов было слово: проповедь и печатная книга. С созданием Общества єзуйтив (1540 p.), которое аккумулировало мощные интеллектуальные силы Католической Церкви, ответ «еретикам» не промедлила. Распространение реформационного вольнодумства проходило под аккомпанемент полемики, сопровождаясь появлением огромной печатной продукции из конфессионных проблем. Написанное временами крайне остро, полемическое писательство притягивало внимание читателя, приучая его к логике доказательств и контрдоказив. Объем продукции такого рода нарастал как лавина и в Вещи Посполитий.
Для примера можно вспомнить, что здесь вдоль 1564-1600 гг. самые лишь єзуйти удалили 126 полемических работ. Протестанты не оставались в долге: силами самой только Ракивськой типографии, как уже упоминалось, в 1600-1638 pp. было выпущено свыше 200 позиций, а кроме Раковая, такая продукция выходила в Броцлави, Гданску, Торуни, Кракове, Люблине, Пинчови и многих других городах. Нередко с в самом деле молниевой оперативностью она дублировала в польском переводе латиномовни издание, которые появлялись на Западе. Тогда же сложилась практика одновременного издания двух языковых версий произведения - латинской и польской, также оперативной печати коротких памфлетов, направленных к конкретному оппоненту с обоснованием хибности поглядив, что тот изложил в какой-то предыдущей книге.