Своеобразным синтезом духовного христианства и пиєтичного протестантизма стал украинский штундизм (от ним. Die Stunde — час). На первом этапе (30— 60-те года) штундизм репрезентовали отдельные немногочисленные группы и одиночные проповедники, которые испытали влияние немецких пиєтистив из украинских колоний. С 1861 г. сектанты начали проводить собрание открыто. Проповедники Иван Онищенко и Михаил Ратушный распространили штундизм в Одесском уезде; центрами были с. Основа, Ряснопилля. В конце 60-х лет штундизм уже имел приверженцев во многих районах Украины: в Катеринославський, Таврийской, Черниговской, Полтавской губерниях, на Волыни, Подолье. Центрами движения стали Херсонская та Киевская губернии.
На втором этапе эволюции штундизма (в 70— 80-те года) немало его приверженцев стали баптистами, хотя правительство продолжало считать их штундистами. Появились новые проповедники из народа: Герасим Балабан, Александр Капустян, Иван Рябошапка, Ефим Цимбал, Иван Лясоцький. Большинство их со временем возглавила украинские баптистские общины. На 90-начала х лет штундистський движение почти полностью было поглощено баптизмом. Самостоятельность сохранили лишь приверженцы Кондратия Рисованного и Василия Кузнеца. Этот период часто называют периодом штундобаптизму. За царским указом 1894 г. штундизм был объявлен «особенно вредной сектой», определены пути его викоринення.