Если сначала большевики не имели четкой программы уничтожения Православной Церкви (как основной религиозной конфессии страны), то в дальнейшем, начиная с 1922 г., такая программа в них появляется. Старый принцип "разделяй и владычествуй" дает свои первые плоды: инициация обновленського прищепа, травля в печати Патриарха Тихона, вербовка ОГПУ "своих людей" в епископском корпусе - все это служит причиной дезорганизации Центрального церковного управления, а со временем (особенно после 1927 г.), ставит Церковь в зависимость от политических вкусов большевистского руководства.
В 1920-концы х лет все это стало окончательно понятно даже тем религиозным руководителям, кто надеялся на смягчение, с годами, "безбожной активности". Репрессии 1930-х зацепили уже всех: и лояльных, и нелояльных, и православных, и иноверных. С развертыванием строительства социалистического общества, борьба с религией и Церковью лишь усиливалась, а официальная печать разрешала себе все более образливиши характеристики "религиозных мракобесов".
И испытывать удивление здесь нет чему. При ЦК РКП(б) еще с 1922 г. существовала специальная Комиссия по проведению обособления Церкви от государства, которое действовало вплоть до ноября 1929 г. Эта Антирелигиозная комиссия (кстати, в 1928-1929 гг. она именно так и называлась) жестко контролировала религиозные организации, которые действовали на территории советского государства. Ее бессменным главой был Емельян Ярославский. Большевистские лидеры уделяли серьезное внимание вопросам религии и Церкви, принимая непосредственное участие в заседаниях АРК.
Жесткая централизация партийно-государственной власти, огосударствление сельского хозяйства и промышленности 20-в конце х лет сопровождались установлением монополии коммунистической идеологии, составной частью которой было возражение религии в виде «пролетарского атеизма». Предоставление антирелигиозности классового характера давало большевикам возможность бороться с религией не только как с «заблуждением», «иллюзией», «опиумом», «духовной сивухой» и т.п., а и как с «классово вражеским», «антисоветским» явлением. Уничтожение любых основ народной жизни, базирующихся на самодеятельности и инициативе, непременно предусматривало уничтожения духовно-религиозной традиции. 1 марта 1929 г. вышел циркуляр ВЦРПС за № 53 «Об усилении антирелигиозной пропаганды». Он требовал «усиления идейной борьбы с религиозным мировоззрением» на основании того, что «в настоящий момент церковь и разные религиозные секты служат прикрытиям для антисоветской работы кулаческих и капиталистических элементов в стране и для международной буржуазии».
Активизировал свою деятельность и Союз безбожников СССР, "общественная" организация, которая открыто поддерживалась государством. Союз возник в первой 1920-половине х лет, в то время, когда власти только начинали систематическую антицерковную войну.
Последнюю точку в отношениях между государством и церковью поставило постановление «О религиозных объединениях», принятая ВЦВК РРФСР в апреле и подтвержденная 4-изменением й статьи Конституции РРФСР в мае 1929 г. Согласно ней:
? Деятельность церквей ограничивалась удовлетворением лишь культовых нужд верующих внутри молитвенных домов.
? Священнослужители могли действовать лишь в культовых сооружениях и помещениях верующих.
? Миссионерство и религиозная пропаганда запрещались.
? Проповедь за пределами церкви и приобщение к общине лиц других сновидань или из среды неверующих признавались криминальным преступлением.
? Запрещались материальная помощь единоверцам, создание общественных касс, кооперативов, производственных артелей и коммун.
? Не разрешалась деятельность библейских, литературных, детских, юношеских, женских и других обществ, кружков, групп.
Антидемократические законодательные акты 1929 г. окончательно утвердили государственный атеизм в СССР, стали подпочвам дальнейшей государственной политики относительно религии и церкви. Нормальное функционирование религиозных структур в стране унеможливилося. На 30-конец х лет большинство христианских религиозных объединений было истреблено под лозунгом «обострение классовой борьбы», которое сопровождало насильническую коллективизацию и изнурительную индустриализацию. При этом использовалось административное давление, репрессии ДПУ-НКВС, а также антирелигиозная пропаганда со стороны партийных идеологических структур, комсомола, специально созданного Союза воинствующих безвирникив.