Сначала антитринитарна проповедь в Украине имела критичную-критическую-радикально-критическую направленность и не опиралась на стройную догматику. Лозунга социального радикализма (общности имущества, виросповидной и национального равенства, обязательного общей физической работы) захватывали преимущественно крестьян, ремесленников, бедное мещанство. Но уже со второй 70-половины х лет укрепились позиции умеренного крыла течения.
К шляхте присоединились зажиточные и просвещенные горожане. Благодаря их общим усилиям идеология антитринитарного движения постепенно потеряла социальную радикальность и перешла в религиозно-этическую плоскость. Главным идеологом течения был Фаусто Социно (1539—1604), а его приверженцы начали называть себя социнианами. Они систематизировали и аргументировали свое вероучение в «Ракивському катехизисе». Считают, что социнианство представляло в XVII ст. развитую религиозно-философскую систему.