Большое общественное значение имеют конституционные принципы относительно религиозной жизни — равенство граждан независимо от отношения до религии; равенство религий перед законом; обособление церкви от государства, а школы от церкви. Конституция укрепила демократические достояния, заложенные еще в 1991 г. Законом Украины о свободе совести и религиозные организации.

2. Религиозная активность и религиозно-институциональное развитие
Уровень религиозной активности в Украине за многими параметрами превышает аналогичные показатели большинства стран, которые образовались на территории бывшего СССР, и некоторых центральноевропейских. Религиозная активность населения Украины за интенсивностью институционализаций (организационного приведения в порядок) сравнимая с другими видами социальной активности.
Институционное развитие христианских конфессий православия
На протяжении первых лет независимости Украины ее православное сообщество репрезентовали две церковные учреждений — Украинская православная церковь (УПЦ) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). С одной стороны, возникновение этих структур стало следствием продолжительного развития украинского национально-религиозного движения. С другой стороны - результатом демонтажа унитарной централизованной политической системы бывшего СССР, маргинальный элемент которой представляла церковная централизация.
В 1989—1990 pp. восстановилась деятельность УАПЦ в Украине. 5-6 июня 1990 г. состоялся Первый Всеукраинский собор восстановленной УАПЦ. Патриархом был избранный Мстислав (Скрипник). Политические сдвиги в СССР 90-начала х лет, изменение руководства Московского патриархата, осложнение религиозной ситуации в Украине привели к принятию Москвой 31 января 1990 г. «Положение об экзархатах». Украинский экзархат РПЦ стал Украинской православной церковью. 27 октября 1990 г. УПЦ получила из Москвы «Грамоту о независимости», что при определенных условиях означало автономию de facto. Первым предстоятелем УПЦ стал митрополит Филарет (Денисенко).
Уже из сентября 1991 г. началось сближение между УПЦ и УАПЦ относительно вопроса о национальной ориентации и самостоятельности. Этот процесс, очевидно, стимулировали первые шаги Украинского государства путем независимости.
В ноябре того же года Поместный собор УПЦ провозгласил необходимость автокефалии для своей церкви и обратился к руководству РПЦ с соответствующей просьбой. В этот период определилась разность в подходах, репрезентованных церквами (УАПЦ - радикальный, УПЦ - умеренный), относительно церковного унезалежнення.
Тем не менее неуступчивая позиция РПЦ, которой серьезно угрожала украинская автокефалия, попытки митрополита Филарета форсировать этот процесс, внутренние споры между предстоятелем и значительной частью єпископату УПЦ, неединодушие клира и мирян привели к острому кризису в УПЦ.
Вследствие церковно-политических комбинаций, инициированных и поддержанных Москвой (Житомирское совещание и Харьковский синод), митрополит Филарет был устранен от руководства УПЦ. ее предстоятелем в мае-июне 1992 г. стал митрополит Владимир (Сабодан). Он олицетворял идею канонического, «из рук Матери-Церкви» (т.е. РПЦ), получение автокефалии и репрезентовал найпомиркованиши и найконсервативниши круги єпископату УПЦ.
Со временем руководство УПЦ объявило предоставление автокефалии своей церкви «преждевременным». Социальной подпочвам такого хода событий была реальная неоднозначность в отношении православного клира и верующих разных регионов Украины к идее автокефалии: поддержка в западных епархиях УПЦ и сдержанность или возражения в сдаче епархий.
Часть УПЦ, что поддерживала Филарета, провозгласила в июне 1992 г. объединение с УАПЦ и образование новой церковной структуры — Украинской православной церкви — Киевского патриархата (УПЦ—КП). Большую роль в этом событии сыграло общественно-политическое объединение Комитет защиты украинского православия, которое старалось мобилизовать усилие государства на получение православной автокефалии и поддержку УПЦ—КП как ее спикера. Независимо от намерений инициаторов этой акции следствием стало увеличение количества православных юрисдикций в Украине и углубление мижправославного конфликта. Решение «объединительного собора» не были поддержаны большинством єпископату УАПЦ то самым патриархом Мстиславом.
Самостоятельная УАПЦ восстановилась; после смерти Мстислава ее патриархом стал Димитрий (Ерема). Предстоятелем УПЦ—КП был Владимир (Романюк), по его смерти — Филарет (Денисенко). Так произошел раскол украинского православия, который на протяжении последних лет приобрел новые конфигурации (низменность внутри УАПЦ, переход епископов с одной юрисдикции к другой). Мижюрисдикцийни проблемы в украинском православии и сегодня является фактором, серьезно дестабилизирующим религиозная и политическая жизни страны.
Ныне УПЦ (под юрисдикцией Московского патриархата) 10763 имеет 161 монастырь (4083 монахов), 16 учебных заведений, 9072 священикив, 4019 воскресных школ, 42 миссий и братств.
УПЦ—КП насчитывает 3685 общин, 39 монастырей (196 монахов), 16 учебных заведений, свыше 2816 священикив, 1153 воскресных школ, 32 миссий и братств.
УАПЦ имеет 1164 общин, 6 монастырей, семь учебных заведений, 686 священикив, 349 воскресных школ, девять миссий и братств.