Дать характеристику украинской предхристиянской религии чрезвычайно тяжело. Сведений о дохристианской религии дошло к нам очень имело, и то в источниках очень сомнительных. Авторы всех старых литературных памяток были христиане и с ненавистью относились к старой вере. Кроме того, часто бывает тяжело установить, какие фрагменты в более поздний списках старых произведений есть аутентичные, а какие являются позднейшими вставками переписчиков, которые также, как христиане, считали нужным сгущать краски относительно «нечестия и поганства» старых времен. Эти переписчики могли давать вставки от себя до старых текстов. Так же действовали и более поздний редактора, которые перередактировали стариши летописные списки.
Вообще старые литературные произведения, из которых приходится приобретать сведения о старой предхристиянскую веру украинцев, - это памятники, или летописные, или проповеди против собственное уже не «поганства», а двовир'я, то есть предназначенные для христиан, которые возле Христовой веры не избавились стариков - передхристиянських обрядов. Эти проповеди большей частью явились в XII столетии, но дошли к нам в более поздний списках не раньше XIV столетие. Летописи тоже, как известно, подлежали литературным редакциям, вставкам и переработкам; при том надо помнить, что и первые авторы, и более поздний редактора, компиляторы, переписчике однодушно были тенденциозно настроены против поганства.
В конце концов, при бедности и неуверенности наших сведений о старой религии может определенным источником быть и такое чисто литературно-поэтическое произведение как «Слово о полке Игоревом», но и оно является памятником по-христиански настроенной дружинно-придворной среды; автор его, а может, авторы разных частей этого произведения, были христиане-книгочеи. Итак, неуверенность и тенденциозность всех сведений о предхристиянскую религию стоят вне всякого сомнения